Культурные маршруты Карелии
Кижи Валаам Соловки Кивач Марциальные воды Петроглифы
Rambler's Top100
Куда слетать
Библиотеки
Выставочные залы
Кинотеатры
Театры
Клубы
Концертные организации
Культурные центры
Музеи
Спроси у Комарта
Бары, рестораны
Гостиницы
Турфирмы
Транспорт
Справка
Форум
Выскажите свое мнение!
Наш Комарт
Афиша по ICQ
Рассылка
Голосования
WAP
Пресса
Конкурсы
Презентация
Поиск
события
организации
Погода
в Петрозаводске
Сейчас в Петрозаводске
Информационный туристский центр Республики Карелия и Медиа-центр «Vыход» представляют

Выставка
Тамара, Маргарита, Тоня Юфа. Графика, смешанная техника

26.01.2018 12:00 - 19:00

Выставка известной карельской арт-династии – новогодний подарок для горожан и гостей Петрозаводска.

Для искушённого зрителя выставка представляет любопытный экскурс в творчество трёх поколений карельских художников, позволяющий увидеть метаморфозы сюжетов, тем и графического языка, продекларированных когда-то в середине 1960-х классиком карельского искусства Тамарой Юфа в своих графических сериях, книжных иллюстрациях, театральных эскизах.

В каком-то смысле эта выставка – новое эхо триумфального успеха карельской художницы Тамары Юфа в отечественной культурной среде эпохи «оттепели», увидевшей тогда свою идентичность в её работах, в далёком от столицы северном порубежье – Карелии, сопряжённой с карело-финским эпосом, русскими заонежскими былинами, неожиданно продолженными в эпическом памятнике «Слове о полку Игореве» – всём том, что сейчас бы назвали духовными и историческими «скрепами». Тогда в 1960-ых, в период расцвета художественного сурового стиля в советском изобразительном искусстве, идеи романтизма ещё только нащупывали себе почву в новых исторических и политических реалиях. Героями полотен той поры были в основном сталевары, трактористы, колхозники, вожди, и появление в этом контексте прекрасных женских образов из далёких мифов, сказок, легенд воспринималось думающей публикой как глоток свежего воздуха, заставляющий увидеть, что родина, отечество, славная история державы начинались совсем не в 1917 году и не с выстрела «Авроры».

Важно помнить и то, что графический язык работ карельской художницы, отсылающий зрителя к эстетике северного модерна, «Миру искусства», к эпохе поиска национальных идей, (которые не очень вписывались в советскую идеологическую доктрину, но отчасти иллюстрировали официальную картинку о многонациональной дружной советской семье) – стал самобытным почерком Тамары Юфа, сделавшем её работы знаменитыми и узнаваемыми на огромной территории СССР. Так, во второй половине 1960–1970-х годах творчество и само имя Тамары Юфа, как сказали бы сейчас, стало в СССР модным культурным брендом. Репродукции её работ публиковались миллионными тиражами в многочисленных журналах, фотопортреты художницы выставлялись в публичных пространствах страны (например, в столичном кинотеатре «Россия»). Более того, стало свежим трендом приобретать сувениры на память о Карелии, выполненные по эскизам художницы Юфа. (Некоторые образцы и сейчас можно встретить в квартирах и музейных экспозициях, посвящённых жизни в СССР).

Казалось бы, между творчеством Тамары Юфа и её внучки Тони, молодой современной художницы, лежит пропасть. Но кислотно-яркие броские вызывающие cool works Антонины — это фактически новый взгляд, новая, адаптированная под цифровые технологии интерпретация и развитие пластических идей, которыми пронизана графика её знаменитой бабушки. Нельзя не заметить знакомое пристрастие к северным историям, метафорическое тело которых Тоня ткёт из пикселей многозначительных атомов-значков. Героями её композиций уже выступают не девы и богини Калевалы, а сама молодая художница – героиня авторского северного мифа, которая словно Илматар порождает из своего тела всевозможные миры пластических фантазий, которым естественно быть не только в залах галерей и музеев, но и в социальных и информационных сетях цифрового Парнаса. Теперь уже яркий стильный почерк Тони Юфа, делает её работы знаменитыми и узнаваемыми на огромной территории Интернета. Её модные северные «фэнтези» привлекают внимание армии уже иных поклонников, живущих в новой эпохе новой страны.

Если мысленно соединить прямой линией творческие судьбы Тамары и Тони Юфа, она пройдёт между эрой СССР и временем новейшей России. Понятно, что период становления Маргариты Юфа пришёлся как раз на середину – на страшное безвременье так называемой перестройки и крушения советской империи. Вполне возможно, это объясняет многое в творчестве Риты, в частности, ту особую эстетическую дистанцированность от реальной жизни, которой пропитаны её работы. Суровая неуправляемая реальность нашей жизни 1990 – 2000-х годов, в которой нет ничего от порядка, закона и хотя бы каких-то рациональных позитивных процессов, – всё это вынесено за поля творчества Маргариты Юфа. Её акварельные и пастельные композиции – это территория красоты, гармонии, прекрасного, чудесного, уютного, любимого... Визуальная «мануальность» её работ воздействует как арт-терапия, которая ласкает глаза и лечит встревоженную душу. Само лечение искусством, наверное, во многом помогло Рите выжить в сложные времена, но вполне возможно, помогло и преодолеть влияние знаменитой мамы –«главного художника» семьи – Тамары Юфа. Оставаясь в традициях «фамильного» графического языка, Рита привнесла в свои работы свежее: светскость сюжетов, лёгкость композиций, свою экзотическую тематику, интерес к Востоку, японскому искусству, чисто женским сюжетам домашнего уюта и жизни природы. Вполне возможно, гендерный аспект творчества Риты определяет её особенную нишу в карельском искусстве как Женщины-Художника – без всяких кавычек и уничижительных подтекстов.

Новая семейная выставка трёх известных и значительных художников Карелии – не только праздничный красивый подарок нашему городу, всем любителям прекрасного, фанатам «бренда» под названием «искусство Юфа», но и пробная постановка профессиональных вопросов к различным институциям, занимающимся не только искусствоведением, вопросами культуры и искусства, но и поиском и продвижением новых карельских культурных брендов, иных имиджей, новых историй и идей для будущего.

Сергей Терентьев, художник

Место проведения:
Медиа-центр «Vыход» (посмотреть на карте)

Вход: 10 – 20 руб.

Обсудить в форуме

Нажми, чтобы увеличить Нажми, чтобы увеличить
Нажми, чтобы увеличить Нажми, чтобы увеличить
 


Выставки
Кино
Концерты
Спектакли
Вся афиша

Октябрь, 2018
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    





Рекомендуем



Наши партнеры

Туристическая
поисковая
система

Copyright © 2001-2010, КОМАРТ
Сервер создан при поддержке Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса)
Благодарим за оказанную помощь Университетский центр Интернет ПетрГУ

Rambler's Top100 We are the best!
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)